Отвечаем на глобальное потепление
На ЯШЗ создана первая отечественная нешипуемая зимняя модель, не уступающая западным аналогам
1.Обозначение шины: 175/70R13
2.Модель: Я-700
3.Изготовитель: ОАО «ЯШЗ»
4.Категория скорости: Q
5.Индекс несущей способности: 82
6.Обозначение профиля обода: рекомендуемый 5jx13, допускаемый 4S jx13, 5Sjx13
7.Габаритные размеры, мм: наружный диаметр 580±6, ширина профиля не более 176, статический радиус 265±3
8.Максимальная нагрузка, кгс: 475
9.Давление, соответствующее максимальной нагрузке, кПа: 250
10.Максимальная скорость качения, км/ч: 160
В 2003 году на Ярославском шинном заводе было принято решение о разработке нового направления зимних шин, ранее не выпускавшихся на ОАО «ЯШЗ» и других отечественных шинных заводах: так называемого «фрикционного» типа, т.е. не предусматривающих применение шипов противоскольжения.
Ее создателем стал ведущий инженер-конструктор Отдела конструирования легковых и грузовых шин Аркадий Викторович Григоренко, автор большинства зимних моделей ярославских шин.
-Ваш новый «ребенок», Я-700 - самый большой оригинал из всех?
-Да, это принципиально новая для нас разработка - шина, которая не подразумевает ошиповку. Мы являемся единственными разработчиками подобной нешипуемой модели.
Во многих европейских странах нешипуемая зимняя шина применяется давно, так как зимы там мягкие, дороги хорошо чистятся, к асфальтовому покрытию относятся бережно. Кроме того, шипы на покрышках создают излишний шум, частицы износа самого шипа и дорожного полотна попадают в атмосферу, что является уже нарушением экологии.
-Но это Европа, а что же мы?
Обратите внимание, год от года зима все теплее, снега и льда на дорогах все меньше, за улучшение экологии тоже боремся. Было даже предложение мэра Москвы ввести налог за использование зимних шин с шипами. Поэтому для российского автолюбителя нешипуемая шина представляет не меньший интерес...
Область применения этих шин в России при улучшении качества дорог и более эффективной их очистке от снега будет постоянно расширяться, что и подтвердила продажа первой партии Я-700 осенью 2005 года. Было выпущено полторы тысячи шин, которые, по словам розничных продавцов, «ушли влёт».
Разработанный рисунок протектора шины Я-700 был применен на двух наиболее распространенных размерах: 175/70R13 и 175/65R14.
По сложившейся в последнее время практике, ассортимент производства шин устанавливает «Сибур-Русские Шины». Пока определенной заинтересованности в широком производстве шин Я-700 Холдинг не высказал. Но будем надеяться, тенденции шинного рынка, требования экологии и глобальное потепление дадут нашей новой шине возможность массово выйти на дороги России.
-Что принципиально нового в нешипуемом рисунке?
-На шипованной резине предусмотрены площадки для установки шипа. В этом месте не должно быть канавок и прорезей, ослабляющих массив резины, иначе шип вывалится. Шина этим местом не работает, здесь работает шип.
Но если автолюбитель не хочет ставить шипы в такую шину, то он получает наполовину работающий протектор. Рисунок Я-700 не имеет площадок под шипы, в результате получилась «мягкая» модель, в которой весь протектор работает на сцепление и торможение.
-Опирались ли вы на какие-либо зарубежные аналоги?
-Мы изучали передовой зарубежный опыт в разработке шин такого класса. Самый яркий представитель такого типа зимних шин - «Hakkapeliitta Q» финской фирмы «Noklan», лидер по шинным тестам в своей группе.
-Что было самым сложным в процессе создания?
-Добиться компромисса. Когда ножевых прорезей и канавок на протекторе слишком много, шашки становятся излишне мягкими, дорогу держат хорошо, но износ слишком велик. Поэтому приходилось четко рассчитывать глубину каждой группы ножей, их расположение и форму. Работа творческая и кропотливая.
-От автовладельцев часто слышишь выражение «красивая шина»... А что это значит? Да и важно ли шине быть красивой?
-Здесь важно совместить красивость и работоспособность. Самый лучший дизайн не поможет шине, если ее показатели на дороге невысоки. Но, выбирая среди нескольких моделей с равными показателями, вероятнее всего, потребитель выберет наиболее красивый дизайн. Можно говорить и об определенной «моде» на рисунок протектора. При этом нельзя забывать
и о внешнем виде шины: гладкая, чистая шина без дефектов внешнего вида, конечно, будет иметь преимущество у покупателя.
Самый лучший дизайн не поможет шине, если ее показатели на дороге невысоки.
-Как прошла испытания новая модель?
-Проведенные независимой исследовательской лабораторией сравнительные тесты ярославской шины Я-700 и «Hakkapeliitta Q» размерности 175/70R13 показали соответствие уровня нашей разработки аналогу. По показателям интенсивности разгона на снегу, тормозного пути, средней скорости прохождения специальных участков трассы оба участника испытаний показали ровные результаты, всего 2 % проиграла Я-700 по торможению и интенсивности разгона на льду.
Прошлой зимой были проведены сравнительные испытания нового размера шины Я-700 - 175/65R14 и шины фирмы Goodyear UltraGrip 6. Полученные результаты показывают, что ярославские шины находятся на уровне соперников - по интенсивности разгона и средней скорости прохождения специальных участков трассы поснежному покрытию; и превосходят конкурентов по показателям тормозного пути (на снегу -на 2%, на льду - на 4%) и средней скорости прохождения специальных участков трассы на льду -на 1,5-5%.
Вывод: испытания показали, что на заводе создана первая отечественная зимняя неши-пуемая шина с эксплуатационными характеристиками на уровне мировых аналогов шин данного типа.
-Для каких автомобилей она предназначена?
-Шины Я-700 предназначены для эксплуатации на автомобилях ВАЗ классической компоновки (заднеприводных) и семейства переднеприводных ВАЗ 2108-2110. Шина отличается высокими динамическими свойствами, стойкостью к механическим повреждениям, ударам в сочетании с высокой амортизационной способностью. Нешипуемые шины характеризуются щадящим воздействием на дорожное покрытие, повышенной комфортабельностью, мягкимкачением и низким, по сравнению с шипуемыми шинами, шумообразованием.
-Давайте разберем нашу шину по частям...
-В протекторе применяется резина с пониженным уровнем твердости на основе натурального каучука и применением в качестве наполнителя менее активного техуглерода, что повышает сцепление шины с зимней дорогой при одновременном сохранении требуемой износостойкости.
В каркасе - один слой импортного полиэфирного корда. Этот материал позволяет сохранять прочностные и усталостные свойства каркаса при высоких динамических нагрузках.
В брекере - два слоя металлокорда, что повышает долговечность шины, экономичность и динамические свойства, снижает сопротивление качению и износ.
На верх слоев металлокорда применен специальный защитный (экранирующий) слой, обеспечивающий защиту брекера от воздействия инерционных сил при высоких скоростях вращения и повышающий стойкость шины к механическим повреждениям.
В каркасе и боковинах шины применены резины с использованием натурального каучука, что улучшает выносливость шины в процессе эксплуатации.
-Кто еще участвовал в разработке Я-700?
-Как и все ярославские шины, Я-700 - это продукт работы всех технических служб завода: конструкторов, рецептурщиков, технологов, работников цеха №34. Спасибо всем коллегам, кто принимал участие в работе по этому проекту.
Результаты, полученные на сравнительных испытаниях с зарубежными аналогами, дают нам право гордиться моделью Я-700.
Ведущий инженер-конструктор Аркадий Григоренко:
Что нравится в моей работе?
-моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы,
-общение в коллективе единомышленников и профессионалов, признание важности и полезности твоей работы,
-возможность (и необходимость) постоянно развиваться, замосовершенствоваться, учиться,
-большая степень самостоятельности, подразумевающая ответственность за свои решения,
-не совсем достаточная, но все же достойная заработная плата,
-стабильность и уверенность в завтрашнем дне (насколько это сейчас возможно)
Что создает трудности в моей работе:
-недостаточная расчетная база для проектирования шин,
-иногда несогласованность в работе технических служб завода,
-иногда непонимание со стороны Сибура,
-не водитель (поэтому не имею личного восприятия водителем поведения шины на дороге),
-большая самокритичность (не умею делать работу плохо, наспех и непродуманно),
-недостаточное материальное вознаграждение за достижение конкретного результата
Из презентации группы «Перспектива»