Серия "Секреты выбора и применения"
Автомобиль зимой. Подготовка и эксплуатация.
М.:ООО "РК ФорсАрт", 2002г.
1. Вспомнить все!
<...>Тех, кто не успел поменять летнюю или всесезонную "резину" на зимнюю, с наступлением первых заморозков будут ждать неприятные сюрпризы вроде срыва в занос или полного отсутствия торможения в казалось бы совершенно безобидных ситуациях. И если первая подобная ситуация не окончилась аварией - радоваться рано, поскольку ее повторение произойдет сразу же, как только машина вновь окажется на обледеневшем участке улицы или шоссе. Это не пустые предостережения! Вспомните: каждый год, как только на дорогах появляется ледяная корка, число искореженных и перевернутых машин в кюветах и на обочинах увеличивается на порядок. Неудивительно, поскольку езда по асфальту и езда по льду — вещи совершенно разные, тем более, что даже опытный водитель за лето успевает подзабыть навыки вождения в условиях гололеда. Использование летних шин в зимних условиях абсолютно недопустимо, и их лучше заменить еще до того, как лужи начнут покрываться льдом. На всесезонных моделях зимой ездить можно, но аккуратно, особенно в самый первый период наступления заморозков.
Установив на колеса новые шины, перед их балансировкой следует обратить внимание, хорошо ли очищены колесные диски. Если грязь не счищена до конца, она может стать причиной неверной балансировки, в результате потребуется сделать ее повторно.
Совершая зимние поездки, нужно учесть, что у переднеприводных моделей при движении по снегу и льду разгон, торможение и курсовая устойчивость приблизительно в полтора раза лучше, чем у заднеприводных. Взять, к примеру, автомобили ВАЗ. Когда заднеприводная «пятерка» движется следом за переднеприводной «девяткой» с той же скоростью, вполне возможно, что при одновременном экстренном торможении обеих машин и небольшой дистанции между ними, идущая сзади совершит столкновение с идущей впереди. Конечно, при замене летних шин на зимние расход топлива возрастет, а при движении по асфальту шумность зимних шин больше, чем летних. Но эти недостатки зимней «резины» второстепенны, поскольку ее эффективность при разгоне и торможении на снегу и на льду значительно выше, чем эффективность летних или всесезонных шин.
Внимательное отношение к использованию шин в зимний период эксплуатации важно, главным образом, потому, что они - элемент конструкции автомобиля, самым непосредственным образом влияющий на безопасность движения. Поэтому именно с шин мы и начнем более детальное рассмотрение выбора и применения различных автокомпонентов в холодное время года.
2.Выбор шин для зимы
Перед выбором
Выбор шин для зимних условий эксплуатации предполагает решение нескольких принципиальных вопросов, лишь ответив на которые можно смело приобретать ту или иную «резину». Прежде всего, следует определиться, нужны ли вам шины, специально предназначенные для эксплуатации зимой, или достаточно будет установки всесезонных шин, приспособленных для круглогодичного использования. Если вам все-таки необходимы специальные зимние шины, то следует проанализировать, какими они должны быть: шипованными или нет. После этого не мешает рассмотреть различные варианты рисунка протектора шин и уже затем, точно поняв, какие шины вам необходимы, можно смело отправляться в магазин и выбирать их, принимая в расчет цену и марку.
Также надо определиться, покупать ли только зимние шины, или зимние шины, смонтированные на колесные диски. Конечно, шина в комплекте с диском стоит дороже. Но, с другой стороны, в первые же заморозки, когда все автолюбители вспоминают о необходимости замены шин, у пунктов шиномонтажа образуются гигантские очереди из тех, кто решил сэкономить на дисках. Стоя несколько часов в такой очереди не раз пожалеешь, что не купил колеса в сборе. Ведь в этом случае можно самостоятельно поменять летние колеса на зимние за 15-20 минут.
Следует напомнить, что приобретая зимние шины (как, впрочем, и любые другие), надо выбирать модели лишь той размерности, которая указана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Иначе его эксплуатационные характеристики могут значительно измениться, и это самым непосредственным образом отразится на безопасности поездок.
Зимние или всесезонные шины?
Прежде чем говорить о всесезонных и зимних шинах, следует сказать, что летние шины предназначены для использования исключительно при температуре воздуха выше нуля, когда дороги не покрыты снежным покровом или льдом. Поэтому они абсолютно не пригодны для эксплуатации зимой — это исключительно опасно и почти гарантированно приведет к аварии.
Всесезонные шины обладают единственным преимуществом над специальными зимними моделями — автовладелец экономит немалые деньги, покупая один «круглогодичных» комплект шин вместо двух сезонных комплектов. Кроме того, нередко цена всесезонной шины несколько ниже цены схожей по классу и размерам зимней модели. Других достоинств, помимо экономии денежных средств, у всесезонной «резины» нет. Большинство «всесезонок» не оправдывают возлагаемых на них надежд при попадании на укатанный снег или лед — в таких случаях безопасность управления автомобилем сильно снижается. Трогание машины на покрытой снегом или льдом стоянке при использовании всесезонных шин обычно ничем не отличается от трогания машины в летней «обувке» — без посторонней помощи в таких случаях обходится редко. Более того, многие специалисты называют их чисто русским изобретением и утверждают, что в производственных программах европейских компаний «так называемые» всесезонные шины занимают лишь незначительный объем и более подходят для европейских условий, а не для России с ее слишком ярко выраженными различиями во временах года.
Надо сказать, что широкое распространение в России «всесезонки» получили не только благодаря желанию многих автомобилистов сэкономить, но и еще по двум причинам. Первая состоит в том, что подавляющее большинство поступающих дилерам с заводов отечественных автомобилей «обуты» во всесезонные шины, поскольку автопроизводитель не может точно определить, в какой сезон года автомобиль найдет своего владельца. Вторая причина — широкое распространение в нашей стране всевозможных легковых внедорожников, для многих из которых шины подбираются в первую очередь с позиции универсальности применения как на дорогах, так и на бездорожье, и сезонность для них — второстепенное качество. Поэтому такие шины нередко делают всесезонными.
Поскольку «всесезонки» появились как результат попыток объединения плюсов как летних, так и зимних шин, рисунок их протекторов вобрал особенности как одних, так и других. Обычно у него присутствуют типичные для летних моделей скругленные боковины, а также препятствующие аквапланированию и повышающие курсовую устойчивость широкие продольные канавки. При этом всесезонный протектор имеет образованные широкими канавками и рассеченные ламелями блоки, более характерные для зимнего рисунка.
Зимние шины, установленные на колесах машины в летнее время, не приведут к столь фатальным последствиям, к каким могут привести летние шины зимой. Тем не менее, на асфальте, особенно мокром, в сравнении с летней «резиной», они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля. Происходит это, в первую очередь, из-за своеобразного рисунка протектора, состоящего, в основном, из образованных разнонаправленными канавками крупных блоков, рассеченных ламелями (мелкими тонкими прорезями), а типичные для летних шин четко выраженные широкие продольные канавки у зимних шин встречаются редко.
Блоки, проминая верхний слой укатанного снега или льда, врезаются в него гранями, значительно улучшая сцепление колес с дорогой, а ламели усиливают это воздействие, цепляясь за шероховатости снежного или ледяного покрова. При движении по типичной для городов шуге (растопленной реагентами снежно-грязевой смеси), образуемые глубокими канавками блоки «продавливают» ее слой, доставая до твердой части дорожного покрытия и обеспечивая тем самым надежное сцепление колес. Более мягкий состав резины протектора зимних шин компенсирует уменьшение полезной площади их пятна контакта в сравнении с летними шинами, но ведет к повышенному износу при движении по асфальту. Наибольшему износу на очищенной асфальтированной дороге подвергаются зимние шины, у которых при резком торможении конструктивно предусмотрено небольшое изменение свойств протектора — у них «раскрываются» ламели (в результате скольжения остановившегося колеса по дорожному покрытию), уверенней «вгрызаясь» в лед, но сильнее истираясь при попадании на асфальт.
Разница в возможностях всесезонных и зимних шин на дорожном покрытии в различном состоянии (очищенный асфальт, снег, лед) схематично представлена на рис. 1. На нем показано приблизительное изменение эксплуатационных характеристик автомобиля — тормозного пути и времени разгона — в зависимости от установки различных по сезону применения шин и от состояния дорожного покрытия. Изображенные диаграммы иллюстрируют не конкретные значения этих параметров, а лишь приблизительную пропорциональность их изменения. В данном случае рассматриваются усредненные по техническим характеристикам шины и автомобили, а также усредненные условия их движения: качество покрытия, его влажность, температура воздуха, рельеф местности, манера вождения и другие. Поэтому изменение характеристик на рисунке не имеет сходства с изменением характеристик при установке реальных моделей шин, но, тем не менее, пропорции этих изменений близки к реальным.
Когда дневная температура продолжительное время превышает +10°С, зимние шины следует поменять на летние. Более ранняя замена чревата возникновением аварийной ситуации: ночные заморозки часто способствуют появлению гололеда, в результате автомобиль, при попадании на него, теряет сцепление с дорогой. К чему это приводит - рассказывать не нужно. К тому же, весенний гололед опасней зимнего, поскольку водитель, расслабленный установившейся теплой дневной погодой, в большинстве случаев не предусматривает возможности обледенения дороги и не готов к срыву колес.
С шипами или без?
Конструктивные различия
Прежде всего, несколько слов о том, в чем разница между шипованной и нешипованной шинами. При их внешней похожести первая отличается не только наличием самих шипов. Прежде всего, из-за необходимости их монтажа, у шипованной шины более жесткий состав резины протектора, что несколько ухудшает сцепление протектора с дорогой. Этот недостаток, а также уменьшение пятна контакта из-за наличия шипов, обычно компенсируют наличием увеличенного числа ламелей. При длительном движении по асфальту шипы способствуют разрушению шины, поэтому ее делают с большей толщиной протектора и, вследствие этого, более тяжелой.
В торговой сети встречаются зимние шины без шипов, в которых предусмотрены места для их установки. Если сразу после приобретения шипы не будут установлены и начнется эксплуатация шины без них, это приведет к ее повышенному износу на сухом покрытии. Кроме того, из-за характерных для шипованной шины материала и рисунка протектора, положительные качества такой шины при использовании без шипов снизятся.
Обычно на одну шину ставят от 90 до 120 шипов. Причем нельзя провести жесткой зависимости между их количеством и изменением характеристик шины. Устанавливают шипы так, чтобы они образовывали не одну, а несколько самостоятельных дорожек. Над поверхностью протектора шип выступает приблизительно на 1,5 мм. Так называемые «плавающие шипы» позволяют варьировать это значение в зависимости от покрытия — под ними располагают «подкладку», которая при соприкосновении шипа с асфальтом сжимается, и он частично «втягивается» в протектор. Кроме того, жесткость такой «подкладки» варьируется в зависимости от температуры окружающего воздуха.
Эксплуатационные различия
О том, с какими шинами — шипованными или нет — автомобиль лучше ведет себя на дороге, однозначно сказать нельзя.
Замена обычных зимних шин на шипованные при движении по укатан ному снегу и, особенно, по льду, ведет к улучшению динамики, курсовой устойчивости и тормозных свойств автомобиля. Но на асфальте перечисленные плюсы оборачиваются минусами. Поэтому выбор между обычными и шипованными зимними шинами неоднозначен и зависит от условий их применения.
Если сравнивать два одинаковых автомобиля: один с шипованными шинами, другой — с близкими по рисунку, но нешипованными зимними шинами, можно отметить следующее. При движении по льду, в зависимости от его состояния, при установленных шипованных шинах происходит уменьшение тормозного пути машины и возрастание разгонной динамики (на 10-15%), а курсовая устойчивость улучшается примерно на треть (приблизительное изменение эксплуатационных характеристик автомобиля — тормозного пути и времени разгона — в зависимости от установки шипованных и нешипованных зимних шин на дорожном покрытии в различном состоянии схематично показано на рис. 1. На укатанном снегу перечисленные преимущества шипов не так заметны: иногда (теплая погода, тонкий слой снега) их может не быть вовсе, а в среднем шипы, при движении автомобиля по снежному покрову, улучшают его динамические и тормозные свойства на 2-3%. В большинстве случаев экономичность двигающегося по снегу и льду автомобиля при замене нешипованных зимних шин на шипованные не изменится, но примерно на 10% уменьшится акустический комфорт, а плавность хода станет хуже приблизительно на треть.
На асфальте картина иная - шипованная шина утрачивает преимущества перед нешипованной зимней шиной и проигрывает ей практически по всем параметрам. При ее применении до 10% возрастает длина тормозного пути, ухудшаются динамика, курсовая устойчивость и экономичность, продолжает падать комфорт. Кроме того, при трогании автомобиля на асфальте наблюдается пробуксовка ведущих колес.
Следует упомянуть, что после установки новых шипованных шин первые 200 км не стоит превышать скорость более 60 км/ч, а отказаться от резкого трогания и торможения лучше на протяжении первой 1000 км.
Использование цепей
Цепи абсолютно бесполезны при городской эксплуатации, но при выезде на более-менее серьезное бездорожье они зачастую оказываются незаменимы. Неважно, что под колесами - снег или грязь: если есть риск, что автомобиль начнет «скрести брюхом», то надо ставить или специальные внедорожные шины, абсолютно негодные для городских дорог, или надевать цепи (см. рис. 2). Первое в подавляющем числе случаев абсолютно неприемлемо, поскольку часто требуется всего лишь преодолеть пару сотен метров по снежной целине до дачи или до охотничьей стоянки. Тем более, четыре колеса с внедорожными шинами в багажник не положишь, а пару цепей — пожалуйста! Именно пару, поскольку цепи не ставят на управляемые колеса, потому что при их повороте они будут задевать подкрылки и рваться. Так что переднеприводным автомобилям цепи не помогут, а вот «классику» или полноприводные машины по проходимости они подтянут до уровня «Беларуся». Тем более их, в отличие от колес, устанавливать быстро и просто. Сегодня выпускают не только традиционные металлические, но и резинометаллические цепи. Когда последние надеты на колеса, их в движении и заметишь не сразу, поскольку сделаны они практически из той же резины, что и шины.Стоимость комплекта из двух цепей составляет порядка $180-350.
Рисунок протектора
Ранее уже было рассказано, почему у «резины» для разных сезонов года разный рисунок протектора. Но и у шин, предназначенных для одного сезона, рисунок тоже может значительно различаться. Эти различия наиболее заметны у летних шин, а вот у зимних рисунки редко различаются принципиально, хотя и такое случается (например, бывает обычный и направленный рисунок).
Для летних шин, чтобы добиться максимально большой полезной площади пятна контакта (что улучшает сцепление с дорогой), поперечные канавки на протекторе делают менее широкие и глубокие, чем у зимней «резины». Для зимних шин полезную площадь пятна контакта стараются уменьшить за счет укрупнения всевозможных канавок и сокращения ширины самой шины. Делается это для увеличения удельного давления колеса на поверхность дороги, чтобы блоки протектора лучше продавливали верхний слой укатанного снега или льда. На поверхности блоков нарезают мелкие канавки - ламели, которые также улучшают сцепление, взаимодействуя с шероховатостями льда и вбирая из пятна контакта снег и влагу.
В последние годы, наравне с традиционным рисунком протектора, получил распространение направленный рисунок - его поперечные канавки расположены «елочкой». Они, подобно рассекающему воду носу корабля, под углом расходятся от центра протектора к боковинам. В результате из пятна контакта эффективней отводятся влага и жидкая грязь, лучше самоочищается протектор. Все чаще подобный рисунок используют не только для летних, но и для зимних шин. Следует учитывать, что направление качения шины с направленным рисунком одностороннее, поэтому при перестановке колес с одной стороны автомобиля на другую ее придется перемонтировать, развернув на 180°. Еще более современный рисунок протектора - асимметричный, но для зимней или всесезонной резины его применяют крайне редко. Для легковых и грузовых внедорожников продают шины с рисунком протектора повышенной проходимости. Он характерен крупными блоками, развитыми грунтозацепами, которые расположены на переходе протектора к боковине и облегчают движение по глубокой грязи или рыхлому грунту. Такие шины рекомендуют устанавливать лишь в случае, когда предстоит регулярно ездить в сложных дорожных условиях или по бездорожью.
Стоимость и срок службы шин
Если сравнивать близкие по эксплуатационным параметрам отечественные (производства СНГ) и импортные бескамерные шины, предназначенные для колес диаметром 13-15 дюймов, последние, как правило, в два-три раза дороже. Цена большинства всесезонных российских шин составляет $20-30, импортных — $40-50. Это примерно на $5-7 больше стоимости летних шин. Зимние шины дороже летних более существенно — примерно в 1,5 раза. Отечественные модели продают, в основном, по ценам $20-35, а зарубежные — $45-85. Шипованные шины — самые дорогие, ведь в их цену, помимо прочего, заложены стоимость монтажа шипов и их цена. Отечественные шипованные шины продают за $25-35, а вот у зарубежных ценовой разброс существенней — $50-150. Установка шины на колесо (шиномонтаж) обойдется в $4-7 с учетом балансировки.
Срок службы современных летних и всесезонных отечественных радиальных шин обычно доходит до 60-80 тыс. км. У зимних шин он несколько меньше из-за более мягкого состава резины. Импортные модели выдерживают до 100 тыс. км отечественных дорог, а на зарубежных трассах их ресурс нередко превышает 150 тыс. км. Шипованные шины при смешанной эксплуатации (асфальт/снег/лед) можно эффективно использовать до 20-30 тыс. км.
Впрочем, на решение о замене шины прежде всего влияет не пробег, а уменьшение высоты рисунка ее протектора. Для автомобильных шин минимальная остаточная высота рисунка протектора составляет 1,6 мм, но для зимних моделей рекомендуют не допускать ее снижения меньше 3 мм. «Критическое» значение высоты рисунка определяют индикатором износа. Это может быть выступ в канавке протектора, высота которого соответствует минимально допустимой высоте его рисунка, или ряд цифр, обозначающих глубину протектора в миллиметрах, которые, по мере его износа, поочередно затираются, и наибольшая из оставшихся показывает реальную высоту рисунка.
Новые всесезонные шины лучше ставить в конце осени - если это сделать раньше, то к зиме высота их протектора уменьшится, что ухудшит его взаимодействие со снегом и льдом.
Рис.3. Всесезонная шина: типичные для летней шины продольные канавки соседствуют с большим числом типичных для зимней шины ламелей.
Рис.4. Зимняя шина: продольных канавок нет, блоки имеют множество граней, на них нарезаны ламели.
Рис.5. Зимняя шина с направленным рисунком протектора, улучшающим отвод воды и шуги из пятна контакта: поперечные канавки сделаны "елочкой", улучшая отвод воды.
Рис.6. Зимняя шина, предназначенная для ошиповки: на блоках видны места, размеченные под установку шипов.
Рис.7. Шипованная зимняя шина: шипы установлены таким образом, что при качении шины образуют несколько продольных дорожек.