Шины характеризуются по назначению, способу герметизации, типу, конструкции и рисунку протектора. Как было сказано ранее, в зависимости от назначения различают шины для легковых и грузовых автомобилей. Шины легковых автомобилей (табл. 1.2) применяют на легковых автомобилях, малотоннажных грузовиках, микроавтобусах и прицепах к ним. По способу герметизации шины делят на камерные и бескамерные. По конструкции (по построению каркаса) различают диагональные и радиальные шины (рис. 1.3). По конфигурации профиля поперечного сечения (в зависимости от отношения высоты профиля к его ширине) - шины обычного профиля, широко-, низко- и сверхнизкопрофильные.
В зависимости от эксплуатационного назначения автомобильные шины имеют следующие типы дорожных рисунков протектора (рис. 1.4):
дорожный рисунок (рис. 1.4, а) — шашки или ребра, расчлененные канавками. Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным покрытием;
направленный рисунок (рис. 1.4, б) — несимметричный относительно радиальной плоскости колеса.
шину с направленным рисунком применяют для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
рисунок протектора повышенной проходимости (рис. 1.4, в) — высокие грунтозацепы, разделенные выемками. Шины с таким рисунком протектора служат для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
карьерный рисунок (рис. 1.4, г) — массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками;
зимний рисунок протектора (рис. 1.4, д) — это рисунок, где выступы имеют острые кромки. Шины с таким рисунком предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;
универсальный рисунок (рис. 1.4, е), шашки или ребра в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепы по ее краям. Шины с таким рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием.
Классификация шин по назначению имеет важное значение, так как определяет основные требования к конструкции шины.
Рис. 1.4. Типы рисунка протектора:
а — дорожный;
б — направленный;
в — повышенной проходимости;
г — карьерный;
д — зимний;
е — универсальный
Рис. 1.3. Покрышки диагональной (а) и радиальной (в) конструкции:
1 — протектор;
2 — слои брекера;
3 — слои каркаса;
4 — резиновая прослойка каркаса;
S — бортовая часть
Камерная шина имеет сложную конфигурацию и состоит из многих конструктивных элементов: каркаса, брекера, протектора, боковины, бортов и камеры с отношением высоты профиля к его ширине более 0,80 (см. рис. 1.1).
У диагональных шин нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей посередине беговой дорожки в каркасе и брекере 45...60°.
Бескамерная шина по внешнему виду почти ничем не отличается от стандартной автомобильной шины (рис. 1.5). Отличием от стандартных шин являются герметизирующий 1 (воздухонепроницаемый) слой по внутренней поверхности шины и уплотнительный слой 2 по наружной поверхности бортов.
Бескамерные шины имеют несколько меньший посадочный диаметр относительно посадочного диаметра обода, специальную форму и конструкцию борта, обеспечивающую более плотную посадку шины на обод колеса при наличии давления воздуха внутри шины. За рубежом выпускают бескамерные шины с самозаклеивающимся внутренним слоем и радиальными ребрами на боковинах для охлаждения шины.
Корд для бескамерных шин изготавливают в основном из вискозы, капрона и нейлона. Бескамерные шины имеют герметичные ободья. Вентиль 3 с уплотнительными резиновыми шайбами крепится непосредственно в ободе колеса. Особенностью бескамерных шин является то, что каркас их постоянно находится под действием сжатого воздуха, который во время эксплуатации просачивается через герметизирующий слой шины. В этих случаях воздух в каркасе шины создает между отдельными элементами ее напряжения и вызывает расслоение. Поэтому для исключения этого вредного явления в бескамерных шинах предусмотрены специальные дренажные отверстия, через которые воздух, проникающий в каркас, отводится наружу.
Рис.1.5. Бескамерная шина
Основным преимуществом бескамерных шин является повышенная безопасность движения автомобиля на высоких скоростях по сравнению с камерными шинами. Бескамерная шина состоит из одной монолитной части, поэтому воздух из полости может выходить наружу только через отверстие прокола, а внутреннее давление при этом снижается медленно, так что водитель имеет возможность двигаться с поврежденной шиной до места ремонта. Следует отметить лучший отвод тепла непосредственно через металлический обод бескамерной шины, отсутствие трения между покрышкой и камерой и вследствие этого — более низкий температурный режим работающей шины.
Бескамерные шины характеризуются также большей устойчивостью внутреннего давления воздуха, которая объясняется тем, что воздух с большим трудом просачивается через нерастянутый воздухонепроницаемый слой бескамерной шины, чем, через растянутые стенки камеры. Бескамерные шины при эксплуатации меньше подвергаются демонтажу и монтажу, так как мелкие повреждения можно ремонтировать, не снимая шины с обода.
Бескамерные шины, взаимозаменяемые с камерными покрышками, могут монтироваться на стандартных глубоких ободьях, если они герметичны, т. е. не имеют вмятин и повреждений.
Гарантийные нормы пробега бескамерных шин те же, что и камерных, однако опыт эксплуатации бескамерных шин показывает, что долговечность их на 20 % выше долговечности камерных шин, что объясняется лучшим температурным режимом работы шин и постоянством внутреннего давления в них воздуха. Однако для их производства необходимы высококачественные материалы, но они менее технологичны. Эксплуатация бескамерных шин требует высокой технической культуры.
Радиальные шины с металлокордом выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере, с нейлоновым кордом в каркасе и металлокордом в брекере, с меридиональным расположением нитей стального или нейлонового корда в каркасе и металлокордом в брекере (рис. 1.6).
Шины с металлокордом имеют более широкий раствор бортов, чем у обычных шин. Концы слоев корда завернуты попарно около одного или двух бортовых колец, навитых из одинаковой проволоки. На внутренней стороне каркаса в зоне беговой дорожки шины с металлокордом имеют привулканизированный слой резины. Он служит для предохранения камеры от проколов и более равномерного распределения напряжений в теле шины и в зоне беговой дорожки.
Металлокорд, обладая высокой теплопроводностью и теплостойкостью, способствует уменьшению напряжений и более равномерному распределению температуры в теле покрышки. Срок службы шин с металлокордом больше при эксплуатации их в различных дорожных условиях примерно в 2 раза, чем у обычных шин, эксплуатируемых в аналогичных условиях.
Нейлоновый корд в каркасе и металлокорд в брекере позволяют увеличить прочность шины в зоне беговой дорожки, снизить температуру в наиболее напряженных точках шины, защитить ее каркас от повреждений, воспрепятствовать распространению трещин в протекторе.
Рис.1.6. Шина типа R с брокером из металлокорда:
1 — каркас;
2 — слои брекера
Меридиональное расположение нитей корда каркаса увеличивает эластичность шины, повышает сцепление шины с дорогой, значительно уменьшает потери на качение колеса. Металлокорд брекера повышает прочность каркаса в окружном направлении, улучшает температурный режим работы шины. Такие шины успешно работают на дорогах с усовершенствованным покрытием и в условиях бездорожья при больших скоростях движения.
Морозостойкие шины предназначены для применения в районах с температурой ниже минус 45 °С. Работа автомобилей в этих районах на обычных неморозостойких шинах не разрешается действующими Правилами эксплуатации шин. Морозостойкие шины изготавливают из резин, сохраняющих достаточную прочность и эластичность при низких температурах и обеспечивающих нормальный срок службы шин в указанных районах.
Шины для тропического климата отличаются тем, что они изготовлены из теплостойкой резины, хорошо сохраняющей прочность и эластичность при высоких скоростях и высоких температурах окружающего воздуха, характерных для стран с тропическим климатом. Эти шины имеют каркас из капронового либо высокопрочного или сверхпрочного вискозного корда.
Шины с металлическими шипами служат для повышения устойчивости и управляемости легковых и грузовых автомобилей и автобусов на скользких обледенелых дорогах и на льду. Диагональные и радиальные шины могут оснащаться шипами в протекторе. Применение этих шин снижает тормозной путь автомобиля в 2...3 раза, улучшает разгон в 1,5 раза и резко повышает устойчивость автомобиля против заносов.
Низко- и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Они имеют пониженную высоту профиля (для низкопрофильных Н/В = 0,7-0,88; для сверхнизкопрофильных Н/В<0,1, где H — высота профиля; В — ширина профиля), что повышает устойчивость и управляемость автомобиля, обладают большей грузоподъемностью и проходимостью.
Таблица 1.2
Обоз- начение шин, модель | Тип конст- рукции | Испол- нение | Индекс грузо- подъ- емности | Тип рисунка протек- тора | Наружный диаметр, мм | Ширина профиля, мм не более | Радиус, мм стати- ческий /каче- ния | Максима- льная наг- рузка, кгс | Внутреннее давление при макси- мальной нагрузке, кгс/см2 | Максима- льная ско- рость, км/ч | Ширина профиля обода, дюйм | Основное применение на автомобилях и автобусах |
5,90-13 ИВ-167 | Диаго- нальная | Камерное | 78 | Повышен- ной про- ходимости | 620 | 154 | 292/298 | 380 | 1,8 | 95 | 4 | ЛуАЗ-969А, -969М |
155-14 (6,15-13) И-151 | То же | То же | 75 | Дорожный | 600 | 158 | 278/284 | 370 | 1,9 | 150 | 4 1/2 | ВАЗ-2101, -21011, ЗАЗ-968, -968М и его модификации |
6,40-13 М-100 | То же | То же | 84 | То же | 645 | 172 | 303/309 | 450 | 2,2 | 140 | 4 1/2 | ИЖ-2151, "Москвич- 423" и их модификации |
165/80R13 МИ-166 или МИ-16 | Радиа- льная | Камерное и беска- мерное | 82 | То же | 596 | 167 | 271/287 | 410 | 2,0 | 180 | 4 1/2 | ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2107, -2106, "Москвич- 2140", 2138 |
165/80R12 Я-370 | То же | Камерное | 82 | То же | 596 | 167 | 271/287 | 410 | 2,0 | 180 | 5 | ВАЗ-2103, -2102, -2106 |
165/82R13 ИЯ-170 | То же | То же | 82 | Повышен- ной про- ходимости | 596 | 167 | 271/287 | 460 | 2,3 | 160 | 5 | ВАЗ-2103, -2102, -2106, "Москвич- 412", -2140, ИЖ-2125 |
165-13 (6,45-13) М-177 | Диаго- нальная | То же | 78 | Зимний | 610 | 167 | 285/291 | 370 | 1,7 | 150 | 4 1/2 | "Москвич- 21406" |
165-13 (6,45-13) АИ-168У | То же | То же | 78 | Дорожный | 610 | 167 | 285/291 | 370 | 1,7 | 150 | 4 1/2 | "Москвич- 2140", -2136 |
175/70R13 ИН-251 | Радиальная | Камерное и беска- мерное | 80 | Дорожный | 580 | 176 | 265/281 | 405 | 2,0 | 180 | 5 | ВАЗ-2101, -2103, -2105, -2107, -2106 |
175-13 (6,95-13) М-154 | Диаго- нальная | Камерное | 82 | То же | 610 | 178 | 282/288 | 415 | 1,7 | 150 | 5 | "Москвич- 434", -2137 |
185-14 (7,35-14) АИД-23 | То же | То же | 88 | Зимний | 670 | 185 | 315/321 | 485 | 1,7 | 150 | 5 | ГАЗ-24 и его модификации |
185-14 (7,35-14) ИД-195 | То же | То же | 88 | Дорожный | 668 | 185 | 310/316 | 485 | 1,7 | 160 | 5 | То же |
8,40-15 Я-192 | То же | То же | 98 | Повышен- ной про- ходимости | 791 | 218 | 364/371 | 770 | 2,6 | 110 | 6 | УАЗ-450 и его мо- дификации |
8,40-15 Я-245 | То же | То же | 99 | Универ- сальный | 778 | 218 | 370/377 | 770 | 3,6 | 110 | 6 | УАЗ-450 и его мо- дификации |
6,50-16 Я-101 | То же | То же | 93 | Повышен- ной про- ходимости | 165 | 180 | 360/367 | 655 | 2,7 | 90 | 4,5Е | ГАЗ-69 и его модификации |
6,50-16 Я-243 или Я-248 | То же | То же | 93 | Универ- сальный | 760 | 180 | 360/367 | 655 | 2,7 | 95 | 4,5Е | ГАЗ-69 и его модификации |
175-16/ 6,95-16 ВлИ-5 | То же | То же | 85 | То же | 698 | 178 | 322/328 | 425 | 1,7 | 150 | 5 | ВАЗ-2121 "Нива" |
175/80R16 ВлИ-10 | Радиальная | Камерное | 78 | Универ- сальный | 686 | 178 | 315 | 550 | 2,3 | 160 | 5 | ВАЗ-2121"Нива" |
155/70R13 Ех-85 | То же | Бес- камерное | 72 | Дорожный | 550 | 157 | 252/267 | 355 | 2,3 | 180 | 4 | ЗАЗ-1102 "Таврия" |
165/70R13 Ех-85, ВлИ-15 | То же | Камерное и беска- мерное | 76 | То же | 568 | 167 | 260/275 | 400 | 2,7 | 180 | 4,5 | ВАЗ-2108, -2109, ЗАЗ-968М |
205/70R14 ИД-220 | То же | Бес- камерное | 92 | То же | 652 | 206 | 295/313 | 618 | 2,4 | 180 | 5,5 | ГАЗ-2102, -24-10 |
205/70R14 БцИ-280 | То же | То же | 92 | Зимний | 652 | 206 | 295/314 | 618 | 2,4 | 160 | 5,5 | То же |
175/70R14 МИ-181 | То же | То же | 81 | Дорожный | 606 | 176 | 278/293 | 470 | 2,3 | 180 | 5 | "Москвич- 2141" |
155/80R14 МИ-182 | То же | То же | 80 | То же | 604 | 157 | 276/282 | 436,4 | 2,2 | 180 | 5 | "Москвич- 2141" |
165/80R14 МИ-180 | То же | Бес- камерное | 83 | Дорожный | 620 | 175 | 284/290 | 485 | 2,4 | 180 | 5 | "Москвич- 2141" |
185/82R15 Я-288 | То же | Камерное | 93 | То же | 674 | 188 | 308/325 | 706,3 | 3,8 | 120 | 5,5 | РАФ-2203 |
185/80R15 И-243 | То же | Камерное и беска- мерное | 103 | То же | 674 | 188 | 310/317 | 875 | 4,5 | 120 | 5,5 | То же |
215/80R16 И-288 | Радиальная | Камерное | 98 | Повышен- ной про- ходимости | 770 | 218 | 360/367 | 1015,4 | 3,8 | 130М | 6 | УАЗ-3770, -3170 и их модификации |
215/80R16 И-289 | То же | То же | 98 | Универ- сальный | 755 | 218 | 355/362 | 1015,4 | 3,8 | 130М | 6 | То же |
135/80R12 БИ-308 | То же | То же | 65 | Дорожный | 522 | 137 | 237/244 | 284,5 | 1,9 | 160 | 4 | ВАЗ-1111 "Ока" |