С момента изобретения пневматической шины, без которой немыслимо само существование современного автомобиля, минуло свыше 140 лет. Сначала эта шина предназначалась не для автомобиля, а для лошадных экипажей, на которых она заменила массивные литые резиновые шины (так называемые грузоленты или гусматики), и лишь через многие годы после своего появления пневматическая шина нашла свое практическое применение на автомобилях.
По назначению автомобильные шины делятся на шины для легковых и шины для грузовых автомобилей. И для тех, и для других автомобилей используют шины диагональной и радиальной конструкций с камерами и без камер, одно- и многослойные (по числу слоев корда) и т.д.
Производители шин постоянно работают над усовершенствованием конструкции шин, используя современные материалы, уменьшая содержание резины в каркасе, повышая прочность корда, снижая елейность каркаса, создавая шины с малой высотой и большой шириной профиля для повышения устойчивости автомобиля и его грузоподъемности.
Усовершенствование шин направлено также на увеличение срока их службы, допускаемых нагрузок, на упрощение технологии их производства, на повышение безопасности движения автомобилей, улучшение их устойчивости и управляемости.
До недавнего времени наибольшее внимание уделялось улучшению конструкции диагональных шин. За последние 20 лет масса таких шин уменьшилась на 20...30 %, грузоподъемность повысилась на 15...20 %, срок службы увеличился на 30...40 %. В настоящее время усилия производителей шин направлены на развитие и совершенствование конструкций радиальных бескамерных однослойных шин из металлокорда, предназначенных для монтажа на полууглубленные ободья с низкими закраинами, как наиболее перспективных. Большое внимание уделяется разработкам бескордных шин, изготовляемых из однородной резиноволокнистой массы методом шприцевания или литьем под давлением. Технические решения по созданию бескордных шин значительно упростят технологию их производства. Таковы основные направления в производстве шин.
А как обстоят дела в эксплуатации шин? Многочисленные наблюдения показали, что в этой области имеются значительные проблемы, и главная из этих проблем - это отсутствие необходимых знаний у большинства водителей автомобилей. Именно из-за незнаний водители несвоевременно выявляют мелкие дефекты шин, перегружают автомобили сверх установленной грузоподъемности, не соблюдают нормы внутреннего давления в шинах, несвоевременно проводят техническое обслуживание шин. Отсутствие же квалифицированных специалистов по техническому обслуживанию шин приводит к некачественному их обслуживанию и ремонту, что значительно уменьшает срок службы шин и повышает расходы на эксплуатацию автомобиля.
В целях улучшения качества эксплуатации шин в 1991 г. был организован научно-технический центр "Шинсервис", основной задачей которого является создание многочисленных производственно-сервисных предприятий по шинам, максимально приближенных к потребителям. Сервисное обслуживание будет охватывать полный диапазон нужд потребителей. В функции "Шинсервиса" входят: организация поставок новых шин, восстановление изношенных шин, техническое обслуживание новых и восстановленных шин, балансировка колес, сбор шин, вышедших из эксплуатации. Кроме того, в функции предприятий "Шинсервиса" входят такие услуги, как местный ремонт камер и покрышек, регулировка технических параметров автомобилей, влияющих на работу шин, рекомендации по выбору шин с учетом специфики эксплуатации, использование резерва, заключенного в подканавочном слое протектора, путем углубления канавок.
Информация, получаемая в результате сервисного обслуживания шин о причинах отказа их в работе, позволит четче планировать сроки проведения их технического обслуживания и ремонта, а изменения, вносимые в конструкцию и материалы шин, позволят соответственно вносить необходимые изменения в технологию их обслуживания и ремонта. Так, в единой системе "Шинсервис" будут объединены усилия производителей шин, шиноремонтников и потребителей шин - автомобилистов. И все усилия "Шинсервиса" будут направлены на значительное увеличение пробега шин и, следовательно, на сокращение расходов по приобретению новых шин, так как затраты на своевременно восстановленные шины заменой протектора на 1 км пробега в 2 раза меньше, чем затраты на приобретение новых шин. Подтверждением этого служит опыт по сервисному обслуживанию шин Омского шинного завода и фирмы "Мишлен" (Франция), установленных на 40 автомобилях КамАЗ Владимирского производственного объединения грузового автомобильного транспорта. Автомобили работали на междугородных перевозках и на вывозе гравия из карьеров. В результате постоянного наблюдения за нормами давления воздуха в шинах, своевременно и качественно проводимого технического обслуживания и ремонта пробеги шин были увеличены в 2...3 раза. Кроме того, после дополнительного углубления канавок протектора пробеги шин были увеличены еще на 20...50 тыс. км.