16.01.08 :: Дмитрий КОНОВ, президент ООО "Сибур": "Биоэтанол — это экзотика. Его производство интересно, для малого и среднего бизнеса"
Накануне Нового года президент ООО "Сибур" (управляющей компании ОАО "Сибур Холдинг") Дмитрий КОНОВ встретился в Москве с несколькими журналистами, представляющими регионы, где у холдинга есть те или иные активы.
В нашем регионе, как известно "Сибур" контролирует ОАО "Омскшина" и частично СП "Матадор-Омскшина". Омские СМИ представлял главный редактор "КВ" Марат ИСАНГАЗИН, который задал Дмитрию Владимировичу ряд вопросов:
— Что собой представляет сегодня "СИБУР Холдинг"?
— Если смотреть по продажам, то консолидированная выручка холдинга в 2006 году составила 4,48 млрд долларов. Для сравнения скажу, что у Салаватнефтеоргсинтеза она была 2,78 млрд долларов, у Нижнекамскнефтехима — 1,98 млрд, у Еврохима — 1,96 млрд. То есть мы на голову крупнее ближайших конкурентов. В 2007 году выручка холдинга будет еще выше — на уровне 5,5 млрд долларов. Не скажу, что это предмет гордости и самоуспокоения — это просто факт, с которым мы сегодня живем. По сравнению с 2003 годом выручка увеличилась вдвое. Можно привести еще одно сравнение: в 2003 году мы сработали с убытком в 2,1 млрд рублей, а 2006-й закончили с чистой прибылью в 21,4 млрд рублей. Доля предприятий СИБУРА по итогам того же 2006 года в российском производстве синтетических каучуков и бутадиена — 51%, полипропилена — 37%, изопрена — 33%, шин — 29%. Одним из основных наших конкурентных преимуществ является интеграция с поставщиками сырья.
— Какого сырья?
— Прежде всего попутного нефтяного газа (ПНГ), который поступает на наши газоперерабатывающие заводы (ГПЗ), расположенные вблизи нефтедобычи.
— Наверное, в поставках сырья основную роль играет Газпром, в структуру которого вы входите?
— Сырье от Газпрома составляет только около 20% от общего объема поставок.
— Не может быть!
— Действительно, в 2000-2001 годах поставки Газпрома составляли более 50%. Но это уже в прошлом. Сегодня мы плотно работаем с ЛУКойлом, Роснефтью, ТNК-ВР и "Газпром Нефтью". Продуктом переработки ПНГ является широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), которая в качестве сырья используется в производстве каучуков, пластиков и шин. Если говорить о профильном бизнесе СИБУРА, то это углеводородное сырье, пластики и продукция оргсинтеза, каучуки. Шины и минеральные удобрения на долгосрочную перспективу для нас все же непрофильный бизнес.
— Каковы перспективы развития производства каучуков?
— Этот бизнес для нас останется большим и значительным. Но будет развиваться не так стремительно, как проекты по углеводородному сырью и пластикам.
— Почему?
— Российский рынок каучуков не очень сильно растет. Глобальный рынок тоже не показывает особо высоких темпов. Мощности недозагружены. Мы обратим в этом бизнесе серьезное внимание на эффективность, на производство новых марок. Здесь, конечно, тоже будут инвестиционные проекты, но их масштаб не сравнится с тем, что мы собираемся вкладывать в другие профильные бизнесы.
— Вы сказали, что минеральные удобрения и шины — непрофильные. Какое будущее ожидает эти направления?
— "СИБУР — Минеральные удобрения" является платформой по консолидации метанольного направления деятельности, мы обладаем определенными навыками в этом бизнесе. Однако в долгосрочной перспективе мы считаем, что данный бизнес перспективнее развивать в рамках самого Газпрома, потому что минеральные удобрения производятся из природного газа, с которым СИБУР практически не работает. Что касается шин, то здесь мы были финансово достаточно успешны в последние годы, выведя этот бизнес из убыточного в прибыльный и перспективный. Проводим активную политику по модернизации мощностей и увеличению объемов производства, мы присутствуем в первую очередь в сегменте грузовых шин. Однако в долгосрочной перспективе этот бизнес отличается от остальных наших направлений. Он ближе к конечному потребителю, чем все остальные наши продукты. И мы готовы обсуждать возможность партнерства и другие формы развития этого направления.
— Заместитель гендиректора по стратегическому развитию "Сибур-Русские шины2 КАРАВАЕВ заявил в интервью "Коммерсанту", что параллельно с Ярославским шинным заводом, Омскшиной и Резинотехникой будут созданы новые юридические лица — "ЯШЗ-Инвестиции", "ОШЗ-Инвестиции" и "Саранск-Инвестиции", которые станут получателями всех инвестиционных средств вместо первоначальных заводов. А нынешние заводы со временем будут ликвидированы. Как выотноситесь к этой идее?
— Могу сказать, что ликвидация существующих юридических лиц не входит в сегодняшние планы. Что касается структурирования инвестиций через новые юридические лица — это универсальная форма, которую мы используем везде. Это не зависит ни от площадки, ни от бизнеса. Это зависит от того, что нам кажется более удобным и эффективным. Например, в Тобольске, где мы являемся 100% -ным собственником "Тобольск — Нефтехима", проект по производству полипропилена реализуется через создание отдельного юридического лица, которому сегодняшняя площадка сдает в субаренду землю, и все инвестиционные потребности по данному проекту, начиная с лицензии, проектирования, найма рабочих и т.д. — осуществляются новым юридическим лицом. Это дает нам возможность сделать прозрачным бюджет для реализации проекта, а значит, более эффективно вкладывать деньги. Соответственно, то, что г-н КАРАВАЕВ говорил об Омске, Ярославле и Саранске отражает то, что мы делаем там, — новые инвестиции, введение новых мощностей.
— Каковы перспективы у ООО "НИО "СИБУР-Томскнефтехим" по производству титаномагниевого катализатора и сверхвысокомолекулярного полиэтилена, создающегося на базе Томской технико-внедренческой зоны со льготным налогообложением.
— Названные вами проекты имеют давнюю историю. В свое время было решено, что Томск может стать научным центром СИБУРа, так как там есть особая экономическая зона и научные ресурсы. Сейчас там идут строительные работы: возводят корпуса, чтобы создать научно-исследовательскую базу. Высокомолекулярный полиэтилен мы уже можем производить, но проблема в том, что его потребление в России еще не развито, так как не освоена его переработка. Сейчас активно убеждаем переработчиков закупить оборудование и освоить технологию, обещая им стабильные поставки сырья. Что касается катализатора, то мы работаем над ним совместно с Институтом катализа СО РАН. И у того и у другого пока нет в России широкого круга потребителей, но есть потенциал в долгосрочной перспективе.
— Существуют регулярные аналитические обзоры рынка полипропилена в России. Сейчас его производят меньше, чем потребляют. Но по прогнозам, через два-три года потребность в полипропилене окажется меньше, чем мощностей по его производству, которые запустятся в течение тех же ближайших двух лет. СИБУР, в частности, собирается построить в Тобольске мощный комплекс полипропилена, а в Томске увеличить объемы его производства. Одновременно строится аналогичный завод в Омске. Ваш анализ ситуации на рынке в связи с указанной тенденцией.
— Есть понятие так называемого рыночного окна. Потребление полипропилена в России растет более чем на 10% в год в течение последних пяти лет. Мы считаем, и многие с нами согласны, что оно будет расти еще быстрее, в том числе в связи с появлением новых автомобильных производств: потребление полипропилена в автомобильной промышленности очень серьезный фактор. Но настанет какой-то момент, когда объемы производства полипропилена окажутся больше по заявленным мощностям, чем его потребление. И переживет этот период тот, у кого продукт окажется ниже по себестоимости и выше по качеству по сравнению с другими производителями и другими рынками, куда можно было бы пойти. Я не хотел бы критиковать омский проект, но тобольские мощности строятся как крупнейшие в мире — 500 тысяч тонн в год. И делать его будут из пропана, который у нас есть в Тобольске в рамках нашей цепочки газопераработки. По нашему мнению, себестоимость производства позволит безболезненно продавать продукт в течение ряда лет пока будет существовать неблагоприятная конъюнктура. Если сравнить его с другими проектами, то в Омске, скажем, полипропилен собираются делать из нефтяного сырья при недостаточной, по нашей оценке, сырьевой проработке проекта в целом. На рынке сегодня нет свободного пропана в таком количестве, чтобы обеспечить производство 120 тысяч тонн полипропилена в год. Придется с нуля строить всю инфраструктуру. Так что данный проект может оказаться неэффективным, особенно в тяжелый период, когда производить полипропилена будут больше, чем потреблять. Что касается Томска, там будет производиться другой тип полипропилена, с другими свойствами.
— СИБУР — один из крупнейших производителей МТБЭ (метилтретбутилового эфира). Как вы относитесь к проектам по изготовлению биоэтанола и далее из него ЭТБЭ?
— Продукт, может быть, и интересен. Однако следует помнить, что он конкурирует за сырье с пищевой промышленностью. Вопрос неоднозначен. Недавний всплеск стоимости продуктов питания в мире был, в частности, по мнению многих экспертов, связан и с развитием биотоплива. С точки зрения экологии данный продукт в Российской Федерации будет востребован только в случае изменения госрегулирования. С одной стороны, правительство должно поддержать использование ЭТБЭ как присадки, с другой — биоэтанол — спирт, а значит, необходимо вносить изменения в порядок оборота спирта, что тоже вопрос непростой, в частности, с точки зрения налогообложения. Пока этот бизнес для нашей страны является экзотическим и представляет, скорее, интерес для малого и среднего бизнеса. Тем более на сегодня ЭТБЭ существенно дороже МТБЭ.
16.01.08 :: Amtel - среди лучших российских брендов в рейтинге Forbes
Журнал Forbes опубликовал рейтинг "50 лучших российских брендов", составленный на основе объемов их розничных продаж за год с июля 2006 по июнь 2007 года. Согласно данным этого авторитетного издания, Amtel, единственный среди российских шинных брендов, входит в число самых популярных российских торговых марок и занимает 34-ю позицию, поднявшись с 49-го места в предыдущем рейтинге (июнь 2005-июль 2006 г.). По данным Forbes, за период с июля 2006 по июнь 2007 года продажи Amtel выросли до 7 млрд. рублей, что составляет седьмую часть от общего объема продаж легковых шин в России.
Популярность бренда Amtel, присутствующего на рынке с 2004 года, стремительно растет, что вызвано значительным увеличением числа российских потребителей, предъявляющих повышенные требования к шинной продукции. Шины Amtel также завоевывают всё больший авторитет и среди крупнейших автопроизводителей. В прошлом году "Амтел-Фредештайн" подписал договоры на поставку шин Amtel для первичной комплектации Renault Logan и Fiat Albea российского производства.
Шины для легковых автомобилей Amtel Planet (летние) и Amtel NordMaster (зимние) известны высоким качеством и надежностью. Безопасность – главная характеристика этих шин – является решающим фактором в экстремальных дорожных условиях России. Важно отметить, что Amtel – российский бренд, полностью соответствующий международным стандартам.
"Amtel поднялся в списке лучших российских брендов сразу на пятнадцать позиций, по сравнению с прошлогодним рейтингом, и я считаю этот рывок закономерным, — говорит Илья Иванов, заместитель генерального директора ОАО "Амтел-Фредештайн" по продажам и операциям. – Гибкая маркетинговая стратегия компании, использование новейших технологий, рост лояльности потребителей к нашей продукции — эти факторы способствуют всё большей популярности бренда Amtel".
Высокое качество продукции марки Amtel уже не раз получало признание экспертов: шины NordMaster и Planet стали обладателями золотой медали конкурса "Лучшая автомобильная шина на дорогах России-2005", в 2005 году Amtel стал победителем конкурса Бренд года/EFFIE в категории "Авто-Мото", в 2006 и 2007 годах был удостоен статуса "Супербренд" в сегменте B2C. А в 2007 году компании "Амтел-Фредештайн Н.В." была присуждена награда "За выдающийся вклад в российский рынок автокомпонентов", врученная на 10-й ежегодной международной конференции Адама Смита "Российская автомобильная промышленность".
Ежегодный рейтинг Forbes является экспертной оценкой и основан на объемах розничных продаж 50-ти российских брендов, произведенных в России или специально для российского рынка. В рейтинге учитываются сведения, предоставляемые производителями, отраслевыми союзами, исследовательскими компаниями "Бизнес Аналитика", Nielsen, IDC, Most Marketing, а также информация Федеральной службы статистики и СПАРК агентства "Интерфакс".
15.01.08 :: Александр Резниченко утвержден в должности генерального директора ОАО "Омскшина"
Александр Резниченко утвержден в должности генерального директора ОАО "Омскшина", сообщает Премьер-инфо. В конце декабря совет директоров ОАО "СИБУР - Русские шины" принял решение о его назначении - и освобождении от приставки и.о.
Обязанности генерального директора ОАО "Омскшина" были возложены на Александра Резниченко 31 марта 2007 года, после ухода в отставку прежнего руководителя Сергея Полонянкина. До этого он пять лет проработал на шинном заводе директором по безопасности. Как сообщили "Премьер-инфо" на предприятии, официальное утверждение Александра Резниченко в должности произошло в конце декабря.
Традиционного в таких случаях представления "назначенца" губернатору не ожидается, поскольку встреча на высоком уровне произошла ранее - еще в статусе И.О. генерального директора.
04.01.08 :: Дакар-2008 отменен
После переговоров с французским Министерствои иностранных дел, и основываясь на его настоятельной рекомендации, организаторы Дакара приняли решение отменить ралли 2008 года, которое должно было проходить с 5 по 20 января между Лиссабоном и столицей Сенегала.
Напомним, что ранее, непосредственно в адрес гонки поступали угрозы от различных террористических организаций, а 24 декабря в городе Алег были убиты четверо французских туристов. Нападение приписывалось лицам, близким к отделению Аль-Кайды исламского Магриба. Затем появилась информация, что Аль-Кайда готовит крупный теракт на территории Мавритании, а огромный автокараван – вероятный объект атаки. Все это побудило А.S.O., организатора ралли-марафона, отменить соревнование.
В сообщении A.S.O. говориться, что "отмена гонки 2008 года никак не ставит под вопрос будущее Дакара", но что будет если угрозы в адрес гонщиков продолжаться и в следующем году?
Напомним, что этот ралли-марафон считается одним из самых небезопасных спортивных состязаний. Немало спортсменов решившихся на штурм барханов подорвались на минах либо были убиты бандитами. Не раз маршрут ралли проходил через территории, где шли междоусобные войны, но еще никогда, не было столь открытых угроз участникам.
После того, как Michelin North America сообщил осенью прошлого года о повышении с 1 января 2008 года цен на некоторые из его продуктов, с первых чисел 2008 года сообщается уже о следующем удорожании. Так с 3 марта этого года станут дороже на 7% шины для легковых автомобилей и легких грузовиков марок Michelin, BFGoodrich и Uniroyal, а также прочих бренды, выпускающиеся под его эгидой. Цены на крупногабаритные, индустриальные и промышленные шины возрастут с 1 февраля в США и Мексике на 3%. Компания обосновывает необходимость этого подъема растущими издержками на сырье, энергию и транспорт.