Внешний визуальный признак, часто интерпретируемый как «стяжки на боковине», в профессиональной сфере именуется как «волнистость по боковине» и квалифицируется нормативной документацией (ОСТ 38.04417-86 и ОСТ 38.04397-86) как «углубления на поверхности шины различных размеров и конфигураций, не предусмотренные конструкторской документацией». Согласно указанным ОСТам, данная «волнистость» не квалифицируется как дефект. Соответственно, наличие данного признака как визуального эффекта, не является браком.
Однако, рассматриваемый признак, может подпадать под категорию дефекта и квалифицироваться как брак в двух случаях:
1.если в соответствии с п.2.8 ГОСТ 4754 осевые биения превышают допустимые (для шин с посадочным диаметром 13-14 дюймов это 1,5 мм; для шин с посадочным диаметром 15 дюймов - это 2,0 мм);
2.если в соответствии с п.2.7 ГОСТ 4754 динамический дисбаланс превышает норму (для шин с посадочным диаметром 13 дюймов дисбаланс устраняется установкой груза массой не более 80 г в каждой плоскости балансирования; для шин с посадочным диаметром 14, 15, 16 дюймов аналогичный показатель равен 70 г).
Таким образом, при экспертизе рассматриваемого визуального признака, следует определить величины дисбаланса и осевых биений. Значения данных показателей и являются критерием оценки при определении брака.
Что касается сущности «волнистости по боковине» (или т.н. «боковых стяжек»), то данную технологическую особенность технологического процесса сборки покрышки следует рассматривать в следующем аспекте:
Стяжка возникает в области сращивания (нахлеста) двух слоев каркасного материала. При этом, прочность каркаса в этом месте больше, чем в других.
При накачивании воздуха, смежные области поверхности автопокрышки раздуваются больше, чем в месте нахлеста и образуется чисто визуальная видимость «стяжки». Неизвестно ни одного случая разрушения автопокрышки Conti-группы, как-либо связанного с наличием «боковых стяжек».