В советское время его имя часто встречалось на страницах латвийской - и не только - прессы. Еще бы, ведь бренд (как говорят теперь), выпускавшийся на руководимом им предприятии, был известен на одной шестой части суши: РАФ, Рижская (которая на самом деле елгавская) автомобильная фабрика. Последний капитан этого флагмана (как говорили тогда) латвийской промышленности - Николай Самодуров. С ним корреспондент Телеграфа встретился во время международной конференции "Вызовы нового десятилетия для бизнеса", которую на прошлой неделе проводила Рижская высшая школа экономики и бизнес-администрирования (RSEBAA).
Приказано выжить...
По признанию президента РАФа, его добровольное "изгнание" из Латвии длилось 10 лет. Нет, конечно, он ее навещал - здесь остались семья, бизнес. Но работал в основном в России. После ухода с РАФа в 1996-м (завод уже через несколько лет прошел процедуру банкротства и был распродан по частям) Самодуров некоторое время жил в США и Канаде. Затем его пригласили поднимать шинный комплекс Амтел-Сибирь в Красноярске, который в ту пору, по его выражению, "лежал на боку". Несмотря на то что масштабы в Сибири не чета латвийским, да и специфика иная, задача была выполнена. За три года убыточное предприятие стало прибыльным, а месячный оборот увеличился с 30 до 200 млн. рублей. После чего топ-менеджер (опять же, пользуясь современным лексиконом) был "призван" в Базовый элемент Олега Дерипаски, который в ту пору усиливал свой менеджмент. Задача ставилась такая же: не просто выжить, но и сделать входившие в группу предприятия рентабельными, а их продукцию - конкурентоспособной.
На должности заместителя генерального директора холдинга РусПромАвто, в состав которого на тот момент входило 15 промышленных предприятий (в том числе ГАЗ, Павловский автобус, АЗ Урал, Автодизель, Ликинский автобус, ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, торговые и финансовые компании), Самодуров руководил подразделением Стройдормаш, производящим промышленную технику: экскаваторы, погрузчики, трактора и пр. В частности под его началом были Тверской экскаваторный завод, Челябинский завод "Стройдормаш" и Брянский арсенал.
Как признался Телеграфу Николай Самодуров, для него работа в России была своего рода вызовом и подтверждением того, что значит он лично - не только как руководитель, но и как бизнесмен. Быть в этой стране топ-менеджером - нагрузка немалая, в том числе во всем, что касается ответственности и оплаты труда. Кстати, сейчас он рассматривает новое приглашение, поступившее из России: руководить крупным производством в северо-западном регионе РФ.
РАФ умер, дело его живет
Сегодня он живет в Латвии (построил дом в Юрмале), работает в Елгаве. Еще в 1989 году Николай со своими единомышленниками создали фирму Universal Ltd. Оказывается, почти все маршрутки и многие микроавтобусы другого назначения, которые колесят по Латвии (не важно, Ford, Mercedes, Fiat или Renault), собраны в Елгаве, в цеху этой фирмы. Сюда поставляются кузова, агрегаты и другие комплектующие (многое делается на месте), в Universal их собирают, отделывают и комплектуют салон под нужды конкретного заказчика. Это может быть оператор маршрутных такси, полиция, "Скорая помощь", VIP-клиент. Объемы, конечно, не сравнить с РАФом - штук 300-400 в год. Но для Латвии достаточно, и это хорошая ниша.
Есть планы выхода на рынок ЕС. Елгавчане могут модифицировать микроавтобус под любые специфические нужды, производить комплектующие для салонов. Недавно один из европейских производителей заинтересовался производством в Елгаве сидений для автобусов. По сути, предприятие сохранило костяк инженеров и технологов с РАФа, работников его конструкторского бюро специального машиностроения. Сегодня на нем трудится порядка 60 человек, большинству из которых, правда, уже за пятьдесят.
Нужны кадры, которые "не решают все"
На конференцию, организованную RSEBAA, Николай Самодуров был приглашен участвовать в дискуссии, посвященной актуальным проблемам Латвии. Присутствовали также ученые из США, Европы и Латвии, представители латвийского банковского сектора и производственники. Они сошлись на том, что самая животрепещущая проблема - это дефицит специалистов. Как говорит Самодуров, вместе с промышленностью в свое время была разрушена и система профессионального образования. И эту проблему Латвии надо решать оперативно, чтобы достичь европейского уровня жизни.
Другой вопрос - управленцы высокого класса. Их можно сравнить со спортсменами-олимпийцами, которые несут своей стране известность и повышают ее престиж. Увы, сегодня личности вроде Ли Якокки (легендарный менеджер, спасший близкую к банкротству корпорацию Chrysler) в Латвии вряд ли появятся. Им просто негде развернуться.
СПРАВКА:
Николай Самодуров родился в 1955 г. в Риге. Окончил Казанский авиационный институт. С 1979 по 1996 г. работал в Елгаве на заводе РАФ, где прошел путь от инженера-конструктора до президента и председателя правления.
В 1993 г. обучался в Университете Дж. Вашингтона (США) по специальности "экономика и бизнес-право". С 1997 г. работал в США, Канаде и России.
08.02.06 :: Виктор Тулук назначен генеральным директором шинного комплекса «Амтел-Черноземье»
«Амтел-Фредештайн» сегодня объявил о назначении Виктора Тулука на пост генерального директора шинного комплекса «Амтел-Черноземье», ранее занимаемого Вячеславом Чемеринским..
Вячеслав Чемеринский, который оставляет свой пост для продолжения карьеры в другой области, останется членом Совета директоров шинного комплекса «Амтел-Черноземье». Он также является депутатом Воронежской городской Думы. «Вячеслав великолепно справился с серьезной задачей превращения воронежского комплекса в предприятие ХХI века. Мы благодарны ему за решение остаться в Совете директоров завода», – сказал генеральный директор группы «Амтел-Фредештайн» Алексей Гурин.
До недавнего времени В. Тулук возглавлял «Амтел-Сибирь» – «Красноярский шинный комплекс», ранее принадлежавший «Амтел-Фредештайн» и проданный компанией в январе текущего года. Он также являлся первым заместителем генерального директора шинного комплекса «Амтел-Черноземье», что делает очевидным его назначение на новый пост. «Виктор отлично разбирается в нашем бизнесе и знает практически любого специалиста в индустрии. Он лучший претендент на должность руководителя проекта «Воронеж-II» и управляющего программами, направленными на повышение рентабельности комплекса «Амтел-Черноземье», – сказал А. Гурин.
«Воронеж-II» — новая производственная линия шинного комплекса «Амтел-Черноземье». Ее строительство проходит под руководством специалистов голландского подразделения «Амтел-Фредештайн». На предприятии будут производиться шины Vredestein, с их последующей реализацией в странах СНГ и Европе.
Источник:
07.02.06 :: Предложение на поставку автошин от ОАО "Алтайский шинный комбинат"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "Алтайский шинный комбинат"
Юридический адрес: 656015, РФ, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Космонавтов, 12
ИНН 2221057224, КПП 222101001, КБ «Химэксимбанк» г. Москва, в отделении № 2 Московского ГТУ Банка России, К/С 30101810600000000333, БИК 044585333, Р/С 40702810000000000270
Коммерческое предложение.
ОАО “Алтайский шинный комбинат” имеет честь предложить Вам автошины и камеры собственного производства.
На всю продукцию имеется гарантия и сертификат качества.
На легковую шину – не менее 50 000 км, легкогрузовую – 60 000 км, грузовую – 75 000 км.
Нами разработаны и реализованы меры по ужесточению контроля за качеством входящего сырья и выпускаемой продукции, что позволило значительно повысить качество шин. Для удовлетворения потребностей рынка разработаны новые модели шин и освоено их производство, а также ведется работа по дальнейшему расширению ассортиментного ряда.
Отдел продаж ОАО “АШК” использует индивидуальный подход к каждому. Оперативная работа с заказчиком позволяет осуществлять поставку продукции в приемлемые для Вас сроки.
На сегодняшний день нами разработана политика продаж на 2005 год, подготовлены основные тенденции ценовой политики, а также предприняты другие шаги, позволяющие создать конкурентное преимущество, и создать наиболее благоприятные условия для тесного сотрудничества с нашими клиентами. В зависимости от объемов заявленной продукции ОАО «АШК» имеет возможность предоставить следующие скидки:
До 0,6 млн. руб.-5%.
0,6млн. руб.-7,7%,
1,0 млн. руб.-8,0%,
1,5млн. руб.-8,3%,
2,0 млн.руб.-8,5%,
2,5млн. руб.-8,6%,
3,0 млн. руб.-8,7% и т.д.
На первоначальную отгрузку предоставляется стартовая скидка, уменьшенная на 1,2%. Таблица скидок находится во вложении. На более крупный объем, скидка рассчитывается индивидуально. Также ОАО АШК компенсирует затраты на автоперевозку в сумме до 70%.
Мы надеемся увидеть Ваше предприятие среди наших партнеров.
Руководитель ОАО "Алтайский шинный комбинат" Васильев К.И.
С уважением,
Менеджер региональных продаж Помешкина Кристина.
(3852) 33-35-08, 33-61-42, 33-35-07
07.02.06 :: За сокращением рабочих на Красноярском шинном будет следить межведомственная комиссия
Заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов возглавил межведомственную комиссию, которая будет контролировать соблюдение трудового законодательства на Красноярском шинном заводе, сообщается в пресс-релизе администрации Красноярского края. В комиссию вошли представители администрации края и Законодательного собрания, государственной инспекции труда, краевой Федерации профсоюзов.
«Ни один человек, сокращенный в результате реорганизации Красноярского шинного завода, не должен остаться один на один со своими проблемами, — заявил заместитель губернатора края — руководитель департамента планирования и экономического развития администрации края Эдхам Акбулатов на заседании межведомственной комиссии по контролю за соблюдением трудового законодательства. — Поэтому ответственные за решение этих вопросов государственные и муниципальные структуры совместно с профсоюзами и новым собственником должны приложить максимум усилий, чтобы сгладить негативные социальные последствия».
Напомним, на прошлой неделе завершился процесс смены собственника Красноярского шинного завода. Группа «Амтел-Фредештайн», продала 100% акций предприятия красноярской компании «Востокшинаинвест». Новым собственником завода стал Игорь Шамко, который принял решение о серьезной модернизации убыточного производства. Инвестиции первого этапа составят около 7–8 млн. долл. В результате модернизации производства, которая по прогнозам Игоря Шамко продлится примерно два года, завод будет выпускать качественные крупногабаритные шины, пользующиеся сегодня на рынке высоким спросом. После реконструкции на предприятии будет работать 700–800 человек.
Игорь Шамко проинформировал межведомственную комиссию о своих инвестиционных планах и предстоящем сокращении рабочих. Новый собственник намерен максимально смягчить негативные социальные последствия. Сегодня на предприятии числится 1450 человек. Из них только 250 человек останутся на заводе и будут выполнять работы по перекомпоновке оборудования. 500 работникам будут предложены новые рабочие места в организациях, выделившихся в рамках реструктуризации шинного завода, таких как автотранспортное, ремонтно-техническое и охранное предприятия. Часть рабочих будет трудоустроена на Красноярском заводе резинотехнических изделий. Еще 70 сотрудников выйдут на пенсию. 120 человек покинут предприятие по собственному желанию — это высококлассные специалисты, не испытывающие проблем с устройством на работу.
Таким образом, только у 500 рабочих в настоящее время нет конкретных планов относительно своего будущего трудоустройства. По словам Игоря Шамко, для обеспечения всех необходимых социальных выплат предусмотрено 170 млн. рублей. «Трудовое законодательство не будет нарушено ни по одному пункту», — заверил комиссию собственник завода.
Заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов предложил руководителям предприятия подготовить к следующему заседанию комиссии план мероприятий по ликвидации негативных социальных последствий сокращения, в котором четко обозначить конкретные действия, сроки, источники финансирования и ответственных лиц. Следующее заседание комиссии планируется провести 17 февраля. Заместитель губернатора края подчеркнул, что администрация края обеспечит содействие всех ответственных государственных структур в решении вопросов по трудоустройству высвобождающихся работников.
07.02.06 :: У Красноярского завода РТИ большие планы на будущее
Если не будет сильных морозов, завод РТИ начнет свою работу в марте этого года. Об этом сообщил сегодня исполнительный директор РТИ Михаил Лебедев. К этому времени на заводе запустят современное германское оборудование, общая стоимость которого, по словам Лебедева, составляет порядка 100 миллионов рублей. На первом этапе планируются задействовать не более 150 рабочих. Приоритет в приеме на работу будет отдан сокращенным рабочим с шинного завода.
У завода РТИ большие планы на будущее. Уже заключены контракты на изготовление нового оборудования, стоимость которых колеблется в пределах 20-25 миллионов долларов.